Прививаем ребёнку любовь к чтению - развиваем любовь к книге с детства

“Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя”.

В. Сухомлинский

Книги являются очень важным фактором формирования личности человека. Однако в век компьютерных технологий чтение, к сожалению, отошло на второй план, и перед многими родителями стоит вопрос: как заинтересовать ребенка книгой; как приучить к чтению; как сделать так, чтобы чтение стало потребностью, а не скучной обязанностью?

Начало всему, конечно же, должно быть в семье. Читать детям нужно начинать с самого рождения. Малыш слушает первые песенки, стихотворения, рассматривает в книжках картинки. В этом возрасте его больше интересует спокойный мамин голос, интонация повествования, "музыка" стихотворения. Затем внимание ребенка начинает привлекать содержание. Постарайтесь читать с выражением, делая паузы и меняя интонацию в зависимости от действующих героев произведения. Не все из прочитанного бывает понятно, поэтому старайтесь терпеливо отвечать на вопросы. Помните: все, что вы читаете, должно соответствовать возрасту ребенка.

Пробудив у детей интерес к книге, старайтесь всячески поддерживать его. Постарайтесь читать ребенку в тишине, в спокойной обстановке. Уберите с видных мест игрушки, чтобы малыш не отвлекался. Почувствовав, что выбранная книга не интересна, отложите ее до следующего раза. Обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать понравившиеся эпизоды. Если ребенку это трудно, если он плохо излагает свои мысли, не может выучить стихотворение, не ругайте его — с ним нужно больше заниматься.

Выберите небольшое, не очень сложное произведение с увлекательным сюжетом, прочитайте и вместе сформулируйте основную мысль, задавая наводящие вопросы. Можно нарисовать понравившихся героев, можно попробовать пересказать содержание в лицах, сделав маленькую инсценировку. Помните, что чтение должно доставлять радость, и не наказывайте ребенка, если не все получается сразу.

Хорошо, если ежедневное чтение вслух войдет в привычку. Это сближает родителей и детей, создает атмосферу теплоты и дружбы, содействует возникновению общих, духовных интересов, способствует теплым эмоциональным отношениям. Беседы о прочитанном, его обсуждение оказывает огромное воспитательное воздействие, а содержание книг находит свое отражение в детских играх и рисунках.

Отыщите для ребенка те книги, которые вы сами очень любили в детстве и постарайтесь сделать им небольшую рекламу. Если с первого и даже со второго   раза у вас ничего не получится – ваши вкусы могут совпадать частично – не отчаивайтесь, что-нибудь из того, что вы предложите, ребенок обязательно выберет.

Читайте детям на ночь. Вечернее чтение перед сном — это едва ли ни самые приятные минуты. И совершенно напрасно многие родители прекращают читать детям на ночь в школьном возрасте.

Никогда не забывайте взять интересную книгу в дорогу: время пролетит быстрее, и от путешествия ребенок получит двойное удовольствие. Самое замечательное время для чтения книги – это выходные или отпуск там, где нет телевизора и компьютера.

Постоянное общение родителей с ребёнком развивает коммуникативные навыки, расширяет словарный запас. Важно, чтобы родители слушали внимательно. Это повышает самооценку ребенка и вызывает желание читать и делиться прочитанным в дальнейшем.

        Чтение является базовым умением всего образования, главным учебным навыком. Оно предопределяет успешность обучения в дальнейшем, от него зависит интеллектуальное развитие человека. Ведь оно закладывается в раннем детстве, и книги, прочитанные в это время, играют огромную воспитательную роль, формируют характер ребенка, его жизненные ценности, оказывают помощь в учебе.

Недаром же говорят: «Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания».

Родители, читайте сами, читайте детям, читайте вместе с детьми!

Учитель-логопед Пильникова Н.А.