Полезные советы

Загадки, буриме, лимерики

Хороший развивающий результат получается, если регулярно придумывать с ребенком загадки.

При создании загадок задействуются механизмы логики и воображения. Чем более мудреной, необычной получается загадка, тем интереснее ее разгадывать, тем эффективнее тренировка мышления.

Например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха. Или вот загадка, придуманная 8-летним мальчазвиваемиком: «Она без дна, ярких звезд полна». Это Галактика, космос.

Загадку придумать нетрудно, нужно загадываемый объект сравнить с чем-то, представить его в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. Например, у лука шелуха плотно укутывает в свои одежды луковицу, причем этих одежд много слоев, к тому при чистке от лука появляются слезы. Вот загадка: "Сидит дед, во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает".

Придумывайте свои загадки – и удачи вам!

"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?

Допустим, стихотворцу задают рифму "лето - конфета".

Немного подумав, тот выдает двустишие:

Вот и растаяло звонкое лето,

Как будто сладкая конфета!

Или такое:

Где ты, где ты, наше лето?

Вкус твой мятный, как конфета…

Или:

Ты – праздник, ты – песня, ты – сказка, о, лето!..

Ты – самая вкусная в мире конфета!

Придумайте собственные буриме на рифмы: «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «не знаешь – прогадаешь», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»; «у реки – глубоки»; «налей – поскорей», «ворчуны – шалуны», «одна - у окна», «пес – принес», «бегу – помогу».

Лимерик - это английский вариант организованной и узаконенной нелепицы в стихотворном виде. Широко известны лимерики Э.Лира. Вот один из них:

Жил да был старик болотный,

Вздорный дед и тягомотный,

На колоде он сидел,

Лягушонку песни пел

Въедливый старик болотный.

По данной схеме (первая строчка - выбор героя, вторая - указание на его черту характера, проявившуюся в действии, третья и четвертая - само действие, пятая - выбор конечного эпитета, пародирующего содержание образа). Придумайте свои лимерики.

Удачи вам в ваших занятиях!    

 

по материалам сайта http://www.future4you.ru/

Большие способности – большая уязвимость

По мере того, как дети начинают проявлять выдающиеся способности, родителям одаренных детей необходимо играть охранительную роль, обеспечивая ребенку чувство защищенности. Зачастую во многих школах и в обществе в целом существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям. Очевидно, это связано с недопониманием их уникальности. Родители часто также чувствуют себя не очень уютно оттого, что в традиционно в нашем обществе акцент всегда делается на усредненности, на норме. Быть, как все, не выделяться – под этим лозунгом выросли многие поколения. В школах, как правило, считают, что одаренным детям не нужна поддержка, ведь они и так достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. Такая установка, безусловно, не подтверждается опытом родителей, которым приходится ежедневно решать проблемы, связанные с воспитанием их одаренных сыновей и дочерей. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется. А все это им нужно не менее, чем даже неполноценным детям. Из-за широко распространенного недоверия к тем, кто не такой, как все, одаренные дети зачастую отвергаются другими детьми, учителями, иногда даже и родителями.

Чувство долга или ощущение собственной неадекватности, о которых часто говорят родители одаренных детей, лишает этих детей многих родительских радостей. Однако, несмотря на все требования, которые предъявляет к родителям такая ситуация, она приносит большое удовлетворение от общения с детьми, которые причудливо сочетают в себе сильные и слабые стороны своих родителей. Не нужно превращать здоровую заботу о развитии ребенка в болезненную озабоченность, которая лишь мешает добрым отношениям между родителями и детьми.

Неординарные способности дают детям как сильные стороны, так и особую уязвимость. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию и ощущения. Но такая способность к восприятию усиливает и уязвимостью. Повышенная чувствительность приводит к тому, что эти дети все воспринимают и на все реагируют. И нормальный эгоцентризм приводит их к тому, что относят все происходящее на свой счет. Каждодневное общение, которое не задевает обычного ребенка, способно больно ранить одаренного. Иногда такие дети испытывают вину, даже когда их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми, когда их собеседник не имел в виду ничего плохого.

 Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их персональный адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых и обычно приписывают его чему-то, что они сами совершили. Родители и сверстники таких детей порой удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимое событие.

В разговорах о своих одаренных детях родители нередко восклицают: «Ах, если бы он не был таким чувствительным!» или «Как бы я хотел, чтобы она не была так ранима!» Родители, конечно, осознают меру уязвимости ребенка и по возможности стараются оградить его от ненужных стрессов. Но это нужно делать осторожно, чтобы не притупить восприятие ребенком окружающего мира, не лишить его радости самостоятельного познания.

Родители должны с большой долей терпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Таким детям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие комментарии и замечания относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуют иногда не думая, без желания причинить боль.

Благодаря широте восприятия и чувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость. Лета Холлингзуорт (1927) пишет об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом». Привычным к окружающему родителям трудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправить несправедливость общества. Без такого желания мечты в наших детях мы, вероятно, не могли бы проводить сколько-нибудь важные реформы в обществе, и мечты эти надо беречь. Найдите какой-то путь, чтобы ребенок и вся семья могли принимать хотя бы малейшее участие в этом,— письма, членство в группе общественных активистов, пожертвования на какое-то общественное дело, которое ребенок считает справедливым. Воспитывайте также в ребенке терпение к менее восприимчивым детям, которые не разделяют его озабоченности. Такое семейное воспитание помогает растить будущих лидеров общества, и заботиться об этом нужно всем.

Неспособность выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку часто ведет к разочарованию, желчности и мизантропии, которые убивают потенциальных лидеров. Одной из ценнейших черт характера является приятие окружающих. Многим интеллектуально одаренным детям этому необходимо учиться. Родителям в этом плане также следует думать и о своих моделях поведения.

Но дети часто бывают жестокими. Никто из нас не защищен от намеренной жестокости. Вы не можете уберечь детей от всякой беды, но можете ослабить ее воздействие. Помогите ребенку избавиться от привычки искать причины всего в себе самом.

Еще одно выдающееся свойство, часто отмечаемое у одаренных детей, — это громадное упорство в области их интересов. Один из самых ранних показателей одаренности — это время, в течение которого 2—3-летний ребенок концентрируется на одном занятий ребенок, бывает поглощен своим делом несколько часов кряду и возвращается к нему в течение нескольких дней, этого не бывает с обычными детьми такого возраста. С годами такие дети проявляют громадное упорство и сосредоточенность в достижении цели — в играх или других занятиях.

Столь высокая увлеченность делом может приводить и к не очень желательному стремлению доводить все до полного совершенства. Завышенные личные стандарты и чувство неудовлетворенности, возникающее тогда, когда результаты оказываются хуже запланированных, приводят к еще одной сфере уязвимости - это чрезмерная преданность делу.

Стремление довести дело до полного совершенства (перфекционизм) — одна из проблем талантливых детей. Многие из нас не раз видели, как очень неплохие детские работы летят в корзину из-за небольших недочетов. Старательно выполненные рисунки или поделки засовываются нашими детьми в самый дальний ящик, потому что, по их мнению, не отвечают тому уровню, которого ребенку хотелось бы достичь. Повышенные требования одаренного школьника часто приводят к тому, что собственную работу в той или иной сфере деятельности он судит по взрослым меркам, причиняя себе ненужную боль и переживания.

Родители могут и усилить отрицательные чувства в ребенке, например, такими, в общем, доброжелательными замечаниями, как: «Это хорошо, но ты ведь можешь и лучше» или «А больше тебя набрал кто-нибудь баллов?» Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя как неудачника в глазах родителей и, соответственно, в своих собственных.

 

по материалам сайта http://www.future4you.ru/

Упражнения для тренировки памяти школьников

Память – это один из психических процессов, который можно успешно развивать. Регулярные тренировки приносят наибольшую эффективность. Предлагаем вам некоторые из хорошо зарекомендовавших себя приемов.

Упражнение «Запомни пары»

Прочитайте ребенку слова вслух. Нужно постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а участник записывает второе.

МАТЕРИАЛ:

1. Курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга – читать, бабочка - цветок, улыбка - зубы, турист – палатка, снежинка - зима, петух - утро, ручка – писать, оценка - тетрадь, корова - молоко, рельсы – поезд, яблоки – сок, звезды – ночь.

2. ящерица - кресло, перо - вода, очки – исправление, колокольчик - память, голубь - дедушка, поливать - трамвай, расческа - ветер, сапоги- костер, дверь - мать, спичка - коза, терка - море, коньки - завод, тесто - рыба, молоток - компот.

Упражнение «Образы»

Представьте как можно ярче соответствующие картинки, названия которых произнесут. Лучше выполнять это упражнение с закрытыми глазами.

Лев, нападающий на антилопу

Собака, виляющая хвостом

Муха в вашем супе

Двойка в вашем дневнике

Миндальное печенье в коробке

Свет в конце тоннеля

Молния в темноте

Пятно на вашей любимой одежде

Бриллиант, сверкающий на солнце

Крик ужаса в ночи

Радость материнства

Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия представленных мысленно образов. Если вспомните более 8 образов, ваши результаты – хорошие.

 

Упражнение «Слово с номером»

За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке бумаги напишите слова с их порядковыми номерами.

1. Украинец. 2. Экономика. 3. Каша. 4. Татуировка. 5. Нейтрон. 6. Любовь. 7. Ножницы. 8. Совесть. 9. Глина. 10. Словарь. 11. Масло. 12. Бумага. 13. Пирожное. 14. Логика. 15. Стандарт. 16. Глагол. 17. Прорыв. 18. Дезертир. 19. Свеча. 20. Вишня.

Продуктивность запоминания можно вычислить таке: количество правильно воспроизведенных слов умножить на 100 и разделить на количество предлагаемых слов.

То же самое можно сделать с цифрами.

 

Упражнение «Запомни по порядку»

Зачитывают 10 слов. Нужно запомнившиеся слова в том же порядке, как они были предъявлены.

Слова: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

 

Упражнение «Числовые ряды»

Зачитываются ряды чисел. Нужно записать запомнившиеся числа. После этого вновь прочитывают ряды чисел и неправильно воспроизведенные по порядку и величине числа зачеркивают. Пропуск числа в ряду не считается ошибкой.

Числовые ряды:

37 48 95

24 73 58 49

89 65 17 59 78

53 27 87 91 23 47

16 51 38 43 87 14 92

72 84 11 85 41 68 27 58

47 32 61 18 92 34 52 76 84

69 15 93 72 38 45 96 26 58 83

По материалам сайта http://www.future4you.ru