Шахматы учат правильно оценивать свои силы,
анализировать, логически мыслить,
не говоря уже о том, что шахматы развивают память
Анатолий Карпов
Шахматное образование в школе
О шахматах в школе
В рамках реализации Дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утверждена приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры и приказом Департамента физической культуры и спорта ХМАО-Югры от 19.07.2016 года №1145 №210) в МБОУ «СОШ №2» учащимся 1- 4 классов предоставлена возможность освоить азы шахматного мастерства через внеурочную деятельность. Обучение шахматам осуществляется в соответствии с авторской программой Сухина И.Г. «Шахматы – школе».
Реализация программы «Шахматы – школе» позволяет сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, игровые ситуации, чтение дидактических сказок. Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру.
Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке. В шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке определенных свойств характера. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Расписание занятий
День недели | класс | № урока |
Понедельник | 1г 3а 3б |
5 6 6 |
Вторник | 1а | 5 |
Среда | 1б 1в 2а |
5 5 6 |
Четверг | 4а 4б 4в |
5 |
Пятница |
2б |
5 |
Занятия проводятся для всех обучающихся начальных классов квалифицированным педагогом Лысенко Алексеем Анатольевичем согласно утвержденному расписанию.
Документы
Приказ МБОУ СОШ№2 "О внесении изменений в приказ по школе от 09.11.2017 № 51.1-О «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в МБОУ «СОШ №2» на 2017-2018 учебный год" от 29.11.2017 № 65.3-О |
скачать 335Kb![]() |
Приказ МБОУ СОШ№2 "Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в МБОУ «СОШ №2» на 2017-2018 учебный год» от 09.11.2017 № 51.1-O |
скачать 403Kb![]() |
Рабочие программы по шахматам
Рабочая программа по шахматам 5 класс по Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой | скачать 722Kb![]() |
Рабочая программа по шахматам 7 класс по Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой | скачать 610Kb![]() |
Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Шахматы"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 1 класс по И.Г. Сухину | скачать 558Kb![]() |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 2-4 класс по И.Г. Сухину |
скачать 552Kb![]() |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 6 класс по Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой | скачать 756Kb![]() |
Шахматное образование в ДОУ
О шахматах в ДОУ
Обучение детей игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении
Занятия шахматами с детьми дошкольного возраста на базе детского сада способствует решению ряда государственных задач:
1. массово приобщить детей 4-6 летнего возраста к шахматной игре; (4-6 лет - наиболее благоприятный возраст для начала занятий шахматами);
2. посредством игры способствовать умственному и духовному развитию детей; (через игровую деятельность происходит развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности);
3. своевременно выявить талантливых детей, предоставить возможности для раскрытия ИХ творческого потенциала;
4. приобщить детей к здоровому образу жизни и массовому спорту; (дети участвуют в своих первых соревнованиях — личных первенствах района и города для детей до 6 лет, командных первенствах для детских садов, турнирах выходного дня, семейных турнирах и т.д.);
5. возможность охватить детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации дополнительной образовательной деятельностью.
Особенности обучения игре в шахматы дошкольников
Как известно, основная форма занятий с дошколятами – игровые ситуации. И никакого принуждения! Только в этом случае ребенок не устает при усвоении нового материала и
сохраняет к нему живой интерес.
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого требуется запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель – не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Нельзя перегружать детей, в середине занятия – физкультминутка. К новому материалу можно переходить только после того, как малыш будет уверенно знать пройденное.
Обучение должно быть развивающим, должно включать самостоятельную работу ребенка с изученным материалом. И двигаться от простого к сложному. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций. Малыши с удовольствием изображают шахматные фигуры, читают про них стихи. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Главный секрет: ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно интерес возникает, и можно будет двигаться к более сложным заданиям.
Положительные стороны обучения шахматам детей дошкольного возраста
Шахматы в детских садах положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству многим детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Документы
Приказ об утверждении дорожной карты | скачать 254Kb![]() |
Дорожная карта по шахматному образованию в ДОУ | скачать 346Kb![]() |
Рабочая программа «Шахматы для гения»
Рабочая программа деятельности воспитателя по дополнительному образованию дошкольников 6-7 лет «Шахматы для гения» | скачать 444Kb![]() |
Методические рекомендации
Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагогов ДОУ | скачать 2,25Mb![]() |
Как научить ребенка проигрывать | скачать 810Kb![]() |
Мастер-класс: "Учимся играть в шахматы" | скачать 281Kb![]() |
Интернет ресурсы
1. Шахматы: http://www.shahmatik.ru/;
2. Шахматы: http://megachess.net/School/textbook/;
3. Шахматная библиотека: http://webchess.ru/ebook/